Профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений направила замечания и предложения к законопроекту о занятости населения в РФ в секретариат РТК.
В начале января проект закона был внесен в Госдуму группой депутатов и сенаторов.
Обеспечение равенства прав всех занятых
«В связи с появлением в законодательстве регулирования новых форм занятости (самозанятость, платформенная занятость) принципы правового регулирования в сфере занятости населения предлагается дополнить положениями, направленными на обеспечение равенства прав всех занятых на защиту их интересов в рамках механизмов социального партнерства, на доступ к институтам социального страхования», - говорится в письме за подписью заместителя Председателя ФНПР, заместитель координатора профсоюзной стороны РТК Нины Кузьминой.
Профсоюзная сторона РТК предлагает закрепить в законопроекте:
- право граждан на вступление в профессиональные союзы для защиты своих интересов, занятие профсоюзной деятельностью и выход из профсоюзов, на привлечение представителей профессиональных союзов в качестве участников при проведении переговоров, возникновении споров для защиты своих прав и интересов;
- право граждан на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обязательное медицинское страхование
По мнению профсоюзной стороны РТК, внесение данных положений позволит обеспечить гармонизацию трудового законодательства и законодательства о занятости населения, а также будет способствовать реализации принципа свободы выбора гражданами формы занятости без ущемления их трудовых и социальных прав.
За социальную справедливость
Профсоюзы предлагают дополнить законопроект конкретными мерами, способствующими стабильной занятости, расширению трудовых отношений и восстановлению социальной справедливости. В частности, увеличить размер пособия для безработных граждан, которые работали длительный период - не менее 8 лет. Профсоюзы считают необходимым учитывать длительность и характер предшествующей занятости при определении размера пособия по безработице.
«Очевидно, что вклад длительное время работавших граждан в систему государственного социального страхования гораздо больше: за них работодателями были уплачены бОльшие суммы страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования, а также налога на доходы физических лиц. При этом величина пособия по безработице для таких категорий работников не отличается от тех, кто имеет меньший период уплаты соответствующих взносов и налогов, что приводит к нарушению принципа социальной справедливости», - отмечается в предложениях профсоюзной стороны РТК.
Согласно законопроекту, максимальная величина пособия по безработице предполагается равной минимальному размеру оплаты труда в первые три месяца безработицы, 50 процентов минимального размера оплаты труда – в последующие три месяца безработицы. Минимальная величина пособия – 30 процентов минимального размера оплаты труда.
Стоит отметить, что законопроектом предусмотрена возможность получения гражданами, прекратившими индивидуальную предпринимательскую деятельность или деятельность в качестве самозанятых, пособия по безработице в размере средней величины произведенных ими налоговых отчислений. Предполагается, что граждане, ранее выполнявшие работы (оказывающие услуги) на основании договоров гражданско-правового характера, смогут получать пособия по безработице в размере среднего заработка с учетом ограничений минимальной и максимальной величин пособия. Предлагаемый законопроектом подход будет способствовать легализации занятости населения, однако, предпосылки для стабильности системы государственного социального страхования создают именно наемные работники.
Увеличение срока получения пособия по безработице на период прохождения безработным профобучения
Целью социальных выплат безработным гражданам является частичное и временное возмещение утраченного ими заработка в связи с потерей работы. Эта мера социальной поддержки предназначена для поддержания уровня жизни потерявшего заработок гражданина и членов его семьи в период, необходимый для поиска новой работы и трудоустройства. Этот период может по объективным причинам превышать 6 месяцев.
Сроки выплаты пособия по безработице, согласно текущему проекту закона не должны превышать более 6 месяцев в течение 12-месячного периода безработицы и не более 3 месяцев – для безработных, которым пособие назначено в минимальном размере.
Профсоюзная сторона РТК предлагает продлить выплаты пособия по безработице на период обучения соискателя. Таким образом, инициатива профсоюзов позволит избежать ситуации, когда у безработного ещё не завершилась образовательная программа, но он лишается этого пособия.
Кроме того, в целях стимулирования безработных граждан к освоению новой профессии и повышению своей квалификации профсторона РТК предлагает установить величину пособия по безработице в период прохождения профобучения и получения дополнительного профобразования в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Нет – дискриминации в сфере занятости населения
В соответствии с законопроектом социальное положение безработного гражданина может стать одним из критериев для определения подходящей работы. Профсоюзная сторона РТК не согласная с данным критерием и предлагает исключить его.
«Данная норма противоречит принципу запрета дискриминации в сфере занятости населения и обеспечения равных возможностей гражданам независимо от пола, возраста, национальности, социального положения, политических и религиозных убеждений в реализации права на свободный выбор занятости», - отмечается в письме с предложениями к законопроекту.
Против нарушения конституционного права гражданина на защиту от безработицы
Профсоюзная сторона РТК против «автоматического» снятия с учета безработных, в связи с этим предлагает исключить из проекта закона пункт, согласно которому безработный гражданин снимается с учета по истечении 12 месяцев (для граждан предпенсионного возраста 18 месяцев) с даты признания его безработным.
«Автоматическое» снятие с учета безработного после 12 месяцев безработицы влечет сокращение перечня оказываемых государственных услуг по содействию занятости. Например, гражданину будут недоступны профессиональное обучение или дополнительное профобразование, содействие в начале предпринимательской деятельности, включая оказание финансовой помощи на эти цели, психологическая поддержка.
Как отмечается в письме, законопроектом предусмотрен достаточный перечень оснований снятия гражданина с учета в качестве безработного в случае уклонения его от трудоустройства. Однако, по мнению профсоюзной стороны РТК, установление ограничений для длительно (более одного года) безработных граждан является нарушением конституционного права на защиту от безработицы.
Во избежание формализма
Законопроектом предусмотрен отказ в признании гражданина безработным в случае, если он не направил в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы.
«Учитывая, что проведение переговоров с работодателем и принятие решения о трудоустройстве или отказе от трудоустройства может потребовать более длительное время, чем 10 дней, предусмотренных законопроектом, применение пункта 10 части седьмой статьи 12 законопроекта может носить формальный характер и привести к нарушению прав гражданина на защиту от безработицы», - отмечается в письме.
Профсторона РТК предлагает зафиксировать в законопроекте отказ в признании гражданина безработным только в случае если он не направил в орган службы занятости информацию «без уважительной причины».
Аналогично предлагается убрать возможность «без уважительной причины» прекратить выплаты пособия по безработице и снять гражданина с учета в качестве безработного в случае, если он не направил в течение 5 дней с момента получения уведомления в орган службы занятости информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы.
Такой подход позволит избежать формализма и необоснованного отказа гражданам в признании их безработными, назначении пособия по безработице, оказании государственных услуг по содействию занятости.