О слиянии двух сетевых гигантов начали говорить еще в начале 2020 года, но все время находились причины, не позволяющие провести процедуру. Помешал COVID-19, а потом смена руководства «Россетей».
Группа «Россети» – один из крупнейших в мире электросетевых холдингов, обеспечивающий электроснабжение потребителей в 78 субъектах Российской Федерации. Портфель активов компании состоит из 33 дочерних предприятий, главными из которых являются 11 межрегиональных распределительных сетевых компаний по всей России и магистральная сетевая компания – ФСК ЕЭС.
Базой объединения станет ФСК, которая выпустит допэмиссию акций. Бумаги в дальнейшем можно будет обменять на акции «Россетей». Главой Объединенной сетевой компании вероятно станет нынешний руководитель «Россетей» Андрей Валерьевич Рюмин.
Акционеры ФСК должны одобрить сделку 14 сентября, владельцы акций «Россетей» – 16 сентября текущего года. Контрольный пакет «Россетей» (88%) принадлежит Росимуществу, холдинг владеет 80,1% акций ФСК.
Каковы основные мотивы слияния гигантов?
Эксперты выделяют несколько таковых.
1. Улучшение эффективности деятельности. Объединение должно повысить координацию на уровне инвестиционной политики, ремонтных работ и приведет к экономии на дублирующих функциях компаний.
2. Рост объема дивидендов. Если компании удастся улучшить эффективность, то увеличатся чистая прибыль и дивидендные выплаты акционерам.
3. Слияние сетевого комплекса в единый может привести к уменьшению стоимости заимствований, так как большой объединенной компании проще выпускать новые долговые бумаги ввиду сниженных процентных ставок.
4. В будущем государство на базе полной консолидации сектора сможет объединить все электросетевые активы.
Может, в теории это и так, но слияние двух крупнейших сетевых структур не отвечает на весьма чувствительные вопросы практического характера. Например, что будет в дальнейшем с перекрестным субсидированием, когда тарифы для некоторых категорий потребителей занижались, а выпадающие доходы сетям компенсировали за счет повышения тарифов других потребителей, изменится ли качество тарифного регулирования на федеральном и региональном уровнях, нужно ли опасаться оптимизации численности персонала и т.д.
Что больше всего во всей затянувшейся истории настораживает, так это отсутствие конкретных целей объединения сетевых компаний.